Выбор масла для мотоциклетных двигателей

Насколько я заметил, на всех форумах, посвященных китайским мотоциклам, постоянно поднимается ряд вопросов про масло — а какое лучше лить в движок? Синтетика, полусинтетика? А какой вязкости? Как часто его нужно менять? Какой производитель масла лучше? А что будет, если залить автомобильное?



Как всегда, объединенной и полной информации по этому вопросу нигде нет. Устраним этот пробел на примере двигателя 163FML :)


Общие положения

Для начала — немного информации о моторном масле в целом.
Многие люди знают, что масло бывает минеральное, полусинтетическое и синтетическое. Некоторые знают, что обозначают загадочные «10w40», «15w50» и т.д., однако у большинства знания по этому вопросу всё же далеки от реальности.

Разница между минералкой, синтетикой и полусинтетикой
Минеральное масло
Изготавливается на основе нефти. Вязкое, быстро окисляется, плохо выдерживает низкую и высокую температуры. Самое дешевое. Хорошо работает в стабильных температурных условиях.

Синтетическое масло
Синтетическими называются масла, чья основа получается методами химического синтеза. Такие масла наиболее стабильны, сохраняют одинаковую вязкость в большом диапазоне температур, образуют минимум нагара и отлично отмывают двигатель от загрязнений. Хорошо работают в тяжелых условиях, самые дорогие из всех масел.

Полусинтетика
Смесь минеральной и синтетической основ. По некоторым параметрам хуже синтетики, по всем параметрам лучше минералки. Нормально работает в тяжелых условиях, хотя и быстрее, чем синтетика, окисляется. Моющие свойства и текучесть хуже, чем у синтетического масла. Середнячок по цене.

Индекс вязкости SAE
Те самые загадочные «SAE 10w40». Расшифровываются просто — масло в двигателе должно иметь примерно одинаковую вязкость во всем диапазоне рабочих температур двигателя, и данный индекс показывает, в каком конкретно диапазоне температур масло сохраняет работоспособность.
Первое число, до буквы w — индекс минимальной рабочей температуры. Второе число, после w — индекс максимальной рабочей температуры.
Чем меньше первое число, тем ниже температура, при которой масло станет слишком густым для эксплуатации в двигателе. Чем больше второе число, тем выше температура, при которой масло станет слишком жидким и перестанет удерживаться на трущихся поверхностях.
Но при этом чем выше оба числа — тем гуще масло само по себе, и тем тяжелее маслонасосу прокачивать его по системе.

На этом вводную часть можно заканчивать, перейдем непосредственно к нашим лошадкам.

Выбор оптимального масла для своего мотоцикла

В первую очередь открываем мануал на свой мотоцикл и ищем там табличку совместимости масла. Она выглядит примерно так:



И еще нужно найти в мануале рядом с этой табличкой строчку с допустимыми стандартами. Из руководства к мотоциклу Loncin JL200GY-2C Ranger:
High quality 4-stroke machine oil, as Class SE or SD in API classification, of SAE 15W-40QE in viscosity will help maintain a long service life of the engine.

В переводе: высококачественное моторное масло для четырехтактных двигателей, соответствующее стандартам API SE или SD, вязкостью 15w40, послужит долгой жизни вашего двигателя.

Заметьте на будущее: в данном мануале не указано, что масло обязательно должно быть мотоциклетным. Просто соответствующее стандартам ;)

Итак, мы знаем нужные стандарты масла и имеем таблицу рекомендуемой вязкости для разных температур. Что дальше? Дальше — выбор основы масла.

Как выбрать основу масла для своего мотоцикла?
Ну, для начала забудьте про минералку. Это прошлый век, серьезно. Выбирайте между полусинтетикой и синтетикой.

Если у вас двигатель воздушного охлаждения и в нем нет фильтра тонкой очистки (как на большинстве китайских двигателей типа 163fml), синтетика будет пустой тратой денег. Ничего плохого она движку не сделает, но и ничего хорошего тоже. С одной стороны, она более стабильна, чем полусинтетика, при высоких температурах — а в двигателе воздушного охлаждения температура всегда высокая. С другой стороны, синтетика очень хорошо моет двигатель, а фильтра-то нет! В итоге всё, что масло намыло, так и циркулирует по двигателю до следующей замены. А с интервалом замены в 2000 км и полусинтетика еще вполне себе неплохо сохранит свои свойства.

Если же у вас редкая на сегодняшний день (для китайцев, разумеется) модификация двигателя с жидкостным охлаждением, да еще и фильтр тонкой очистки предусмотрен — смело покупайте синтетику. Движок всегда будет чист и хорошо смазан.

Как выбрать правильный индекс вязкости?
С индексом вязкости всё просто. Смотрим в мануале базовую вязкость, берем такое масло. Если у вас двигатель с жидкостным охлаждением, на этом можно закончить читать данный абзац.

А для воздушного или воздушно-масляного охлаждения какую вязкость выбирать?
Посмотрите прогноз погоды на ближайший месяц. Если базовая вязкость масла для вашего двигателя 10w40, двигатель без маслоохлаждения и температура в тени обещает превышать 30 градусов — лейте масло 10w50 или 15w50. В пробках, на солнышке, в воздухе, который активно нагревают стоящие вокруг машины, двигатель адово греется и масло w40, во-первых, хуже смазывает, а во-вторых, быстрее теряет свои свойства.
Если у вас воздушно-масляное охлаждение, то 10w50 имеет смысл лить только при температуре за бортом в районе +36 — +40.

А что будет, если залить автомобильное масло?
Если оно соответствует стандартам API, перечисленным в руководстве к вашему мото — ничего не будет. Теоретически автомобильное масло может вспениваться на высоких оборотах или приводить к проскальзыванию дисков сцепления в масляной ванне… вот только это актуально для высокомощных и высокооборотистых движков, вроде тех, что крутятся до 15000 оборотов и развивают мощность в сотню лошадей. Для наших с вами 15-20 лошадок и 9000 максимальных оборотов ничего плохого случиться не может.

Какого производителя масла выбрать?
Выбирайте любой известный бренд, который вы можете приобрести в фирменных магазинах без риска нарваться на подделку. Поэкспериментируйте с различными производителями: у некоторых тише работает движок, у некоторых — мягче включаются передачи. Подберите оптимальный вариант для себя.

Я лично себе лью Motul 5100 10w40, потому что имею возможность заказывать его у проверенных поставщиков.

А вот есть масло Motul 300V Factory Line, оно ведь самое лучшее, раз самое дорогое?
:) Ребята. Это масло для гонок, его перед гонкой заливают, после гонки сливают. Оно одноразовое. Все присадки в нем рассчитаны на экстремальную нагрузку в течение нескольких часов максимум. Ничего хорошего вы не получите даже в мощном мотоцикле, если будете ездить на нем с обычным интервалом замены.

Как часто менять масло?

Вообще интервал замены указан в инструкции к мотоциклу. Но в целом для движков 163fml без фильтра тонкой очистки интервал замены — 2000 км.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.